Колонки

Штемпель «Д.Ц.» и военные конверты

862
09 января 2019

Период появления первых марок в Российской империи содержит много интересных и необычных вещей. Часть таких вещей есть у меня в коллекции.

В моем экспонате «Истории почты Киевской губернии» есть письмо и телеграмма одного и того же военачальника своей жене в Финляндию. Отправитель финн по происхождению, царский генерал – служил в царской армии, и участник Российско-Турецкой войны. Письмо отправлено из Киева, и, очевидно, этот участник боевых действий ездил из Петербурга через Киев. Потому что он в этом письме пишет, что остановился в гостинице в Киеве, ждет известий, что будет дальше. И телеграмма от него же.

Телеграмма чем интересна? Тем, что она отправлена на год раньше, чем считалось, что в Киеве заработал телеграф. С помощью артефакта – этой телеграммы, вносятся коррективы в историю почты.

Более того, Киев – это город, где впервые был введен штемпель «Д.Ц.» – «досмотрено цензурой».

Плюс есть ряд других интересных вещей, например, цензура на конверте. Очень часто корреспонденция в те царские времена проверялась цензорами, а если время военное, то военными цензорами. Более того, Киев – это город, где впервые был введен штемпель «Д.Ц.» – «досмотрено цензурой». Этот штемпель пошел из Киева. Отсюда он потом был распространен по всей Российской империи.

Я как-то видел экспонат одного финна, который выставлялся на всемирной выставке. Экспонат был посвящен цензуре. Так этот экспонат открывается страницей с двумя Киевскими конвертами с «Д.Ц.» как городом, с которого «Д.Ц.» пошло.

В рамках этого же экспоната об истории почты можно вспомнить еще одну необычную вещь. В Киеве была очень известная типография Плахова. И вот во время Русско-Японской войны действующей армией этой типографии были заказаны конверты и бланки писем. Печатали две типографии: в Риге и в Киеве. И естественно, эти конверты и бланки отправлялись в действующую армию.

Все отправления известны: оттуда – с «театра боевых действий» Русско-Японской войны. И у одного очень известного московского коллекционера я увидел это письмо – Плаховское (кстати, чистые конверты и бланки попадаются, их при большом желании можно достать, но чистые – не так интересны). А эти конверт и письмо сохранились, отправленные из Киевского госпиталя. Судя по всему, кто-то попал из армии в госпиталь, у него были при себе чистый конверт и бланк, и он написал письмо.

Мне стоило определенных трудов, чтобы вытащить это письмо из коллекции, и даже не из коллекции, а из экспоната. Но у меня хорошие приятельские отношения с этим человеком, так что это получилось – уговорил. Но занимать деньги пришлось…

И тут всплывают очень интересные вещи, которых не знали ни я, ни мои коллеги. Например, то, что в Киеве в Политехническом институте работала миссия Красного креста Северо-Американских Соединенных Штатов.

Далее по истории почты Киева, в моей коллекции представлен период Первой мировой войны. Здесь были лагеря военнопленных Австро-Венгерской империи, которые отправляли письма домой, и получали их. Здесь также работал Красный крест. И тут всплывают очень интересные вещи, которых не знали ни я, ни мои коллеги. Например, то, что в Киеве в Политехническом институте работала миссия Красного креста Северо-Американских Соединенных Штатов.

Я достал открытку с печатью этой миссии. Более того, человек, который мне ее продал, говорит, что был еще конверт, и показал мне скан-копию. Открытка, по сравнению с конвертом, отдыхает! Потому что на конверте пропечатаны все полностью реквизиты. Говорю ему: «Шикарный конверт! Где он?» – «В Штатах» – «Как его вернуть? У кого он?» – «Коллекционер, который собирает тему «Учреждения Соединенных Штатов за границей». Так что поработай». Понимаете, выкупить обратно такой конверт – это совсем не даром.

Смотреть раздел «Филателия» на UNC.UA

Подобные редкие, «тяжелые» вещи и составляют смысл филателии. И если подходить к этому серьезно, то именно изучение редкостных экземпляров наиболее интересно. Поэтому отдельные материалы и периоды, которые мне удалось достаточно изучить, я пытаюсь систематизировать. Например, еще в 2012 году я выпустил «Каталог Украинских конвертов и штемпелей первого дня». Книга посвящена украинским конвертам первого дня и штемпелям первого дня, причем, не только официальным, но и приватным. Так как в то время, в начальный период, «Укрпочта» не всегда успевала выпустить полноценную продукцию. Был разброд и шатание, и эту нишу заполняли филателисты. Они выпускали свои конверты, и некоторые из них – на высоком художественном уровне.

Было такое издательство львовское – «Дивосвіт», оно выпускало такие конверты, при чем, очень интересные выпуски. Лицевая сторона была предназначена под адрес и марку. А на обратной стороне был текст, посвящённый тому событию, по поводу которого выпускалась марка и конверт. Т.е. у них были очень содержательные выпуски.

Этой тематике и посвящено 1-е издание моей книги. Причем, инициировал его тогдашний президент АсФУ Всеволод Наумович Фурман. Он тогда активно настаивал: «Сделай! Возьми и сделай!». Я сделал, так как я очень уважал этого человека. Он меня в большой степени вовлёк во все организационные и прочие дела.

Причем, типография отправила сигнальные экземпляры – тиража ещё не было, – в Одессу на международную выставку этого года. Там книга получила позолоченную медаль.

С того момента прошло пять лет, и вот уже я целенаправленно под выставку 2018 года, учитывая те замечания и правки, которые были к первому изданию, повторил выпуск этой книги. На «УкрФилЭкспо 2018» я представил второе издание книги, дополненное и исправленное – «Каталог Украинских конвертов и штемпелей первого дня 1992-2017». Прибавилось 5 лет, она стала более солидная, недешевая в издании, совсем недешевая. Но на этот случай у меня есть спонсор, который помогает мне в таких вещах. Поэтому с его помощью книгу мы издали.

Книга была показана 2 раза. Причем, типография отправила сигнальные экземпляры – тиража ещё не было, – в Одессу на международную выставку этого года. Там книга получила позолоченную медаль. На Киевской выставке «УкрФилЕкспо 2018» она тоже была выставлена.