Колонки

Письмо отцу декабристов Ивану Муравьеву-Апостолу

903
21 декабря 2018

У меня есть очень редкий конверт, Васильковский, я всем о нем рассказываю.

Причем, конверт попал ко мне совершенно случайно, а конверт – просто уникальный! Я по нему уже написал статью (она вышла в филателистическом альманахе «Почтовые цельные вещи»). Он выпускался год. И я задался вопросом, а почему год? Ответ оказался простым: конверт был создан на 1826 год для Черниговского полка, который стоял в Василькове. Но после выступления этого полка в поддержку восстания декабристов, он был расформирован. И необходимость в штемпеле для такого небольшого города, как Васильков отпала – его аннулировали. А конверт с обозначением города – остался.

Этот конверт отправлен Ивану Матвеевичу Муравьеву-Апостолу, у которого было три сына в этом полку – Сергей, Матвей и Ипполит. Они были активными участниками, если не зачинщиками, декабристского движения в районе Василькова.

Один из них был казнен в числе первых декабристов. Этого сына звали Сергей Иванович Муравьев-Апостол. Он 29 декабря 1825 года вместе с Н.Бестужевым-Рюминым инициировали восстание Черниговского пехотного полка.

Один из них был казнен в числе первых декабристов. Этого сына звали Сергей Иванович Муравьев-Апостол.

Длилось это восстание недолго – всего до 3 января 1826. Войска Николая І их победили. Но главный смысл в том, что именно сыновья Ивана Муравьева-Апостола восстали против царя и царского режима, и несколько лет вынашивали план этого восстания.

Конверт, который мне достался, отправлен И.М.Муравьеву-Апостолу, отцу казненного Сергея.

Есть усадьба Муравьевых-Апостоловых на Полтавщине. Я ходил туда с целью пролить свет на это письмо. Там мне удалось пообщаться с директрисой. Она мне скинула письмо Сергея к отцу перед казнью. Уникальное письмо. Человек, которого казнили, у отца просит прощения за то, что он ему доставил хлопоты и просит не оставить внуков без внимания. Это я читал перевод, потому как письмо написано на французском языке.

Смотреть раздел «Филателия» на UNC.UA

Сыновья И.М.Муравьева-Апостола воспитывались во Франции, в частном пансионе, в патриотическом духе по отношению к России. Когда им было около 14 лет с небольшой разницей, отец написал жене: возвращайтесь в Россию.

Все отмечали, что Сергей был очень похож на Наполеона. Поскольку они жили в Париже, вращались в светских кругах. Наполеон где-то увидел Сергея, сказал своей свите: «Пусть кто-то попробует сказать, что это не мой сын!». Сергей в 16 лет – герой войны 1812 года, награжден золотым оружием. И однополчанин будущего царя. То есть царь его знал как очень храброго офицера.

Наполеон где-то увидел Сергея, сказал своей свите: «Пусть кто-то попробует сказать, что это не мой сын!»

Когда его в 1826 году привезли в Петербург в кандалах, царь захотел с ним поговорить. И когда они встретились, царь спросил: «Как ты мог пойти против меня?». Тот ему и объяснил, все что он думает самодержавии, о крепостных и прочее. Николай І был шокирован: ему никто такого не говорил. И я думаю, что Сергей сам себе подписал смертный приговор. Потому что, когда закончился разговор, царь ему предложил: давай забудем все, служи мне. Сергей отказал. Вести себя так с царем не мог позволить себе практически никто.

Более того, когда он шел на эшафот, Сергей Муравьев-Апостол вел себя удивительно мужественно – это все отметили. Когда их повесили первый раз, трое оборвались, и Сергей был в их числе. Он оборвался и сильно покалечился. Вообще существует негласный закон, что если оборвался, то остается жизнь. Царь присутствовал на казни, и приказал вешать снова. Пока помост ремонтировали, прошло много времени, а он искалеченный лежал, но ни звука не издал – такой мужественный человек был. И вот такой конверт, с такой историей попал мне в руки.

До меня этот конверт был у известного филателиста. Экспонат, в котором он его использовал, был посвящен исследованию маршрутов доставки писем. По этому письму он проследил следующий маршрут: из Василькова в Белую Церковь, и дальше в Миргород. Родовое имение Муравьевых-Апостолов было под Миргородом, в селе Хомутец, оно существует и сейчас, но разваленное. Это притом, что этот Муравьев-Апостол, по материнской линии правнук Данила Апостола, гетмана! Все сейчас носятся с гетманами, а имение восстановить – и дела никому нет.

Когда их повесили первый раз, трое оборвались, и Сергей был в их числе. Он оборвался и сильно покалечился.

Я был этим письмом удивлен еще вот почему. Коллекционер, у которого я это письмо достал, – очень скрупулёзный и серьезный. Этот коллекционер маршруты восстановил, но на адрес внимания не обратил. Поэтому эту историю стал раскручивать я.