Колонки

NGC-экспертиза и таможенные случаи с нумизматикой

5229
15 мая 2019

Провести сертификацию редких монет за границей юридически невозможно, потому что вывозить такие монеты запрещено. Как же оценивают монеты в других странах?

В чем интерес американских монет? У американцев своей истории, как таковой, нет, поэтому у них каждый американский антикварный предмет резко возрастает до нереальной стоимости. Другие такие предметы нашей истории, Российской империи и т.п. – до такой степени в цене не поднимаются, потому что их – масса. Как пишут историки, XVIII век для американцев равен нашему палеолиту по уровню ценности. Поэтому первые доллары безумно ценятся. В США огромная система грейдингов по сохранности. И американец, если будет покупать какую-то редкую американскую вещь, то сертификацию он проведёт только на территории США.

Как пишут историки, XVIII век для американцев равен нашему палеолиту по уровню ценности. Поэтому первые доллары безумно ценятся.

Что такое сертификация? Существуют такие NGC– NumismaticConservationServices, которые берут предмет на экспертизу и на оценку сохранности. У них есть специальное оборудование и под специальным освещением они осматривают все дефекты, потертости – и дают грейдинг – состояние сохранности по семидесятибальной шкале. Если больше 60 – это уже высокая, коллекционная сохранность.

Смотреть раздел «Нумизматика» на UNC.UA

После оценки сохранности, монета помещается в специальную пластиковую капсулу – называется слаб, она защелкивается. А внутри есть дополнительно вкладыш с голограммой, где написано, какая это монета, ее номер в каталоге и состояние сохранности по шкале. Это является сертификатом подлинности и подтверждением того, что монету не украли. Конечно, если человек покупает монету в слабе, он переплачивает. Но имея экспертизу, оценку сохранности, человек приобретает реальный инвестиционный предмет.

У нас в слабах монеты не делают, но есть образцы, конфискованные на таможне при попытке их вывоза, причем они с оригинальной упаковкой аукционных домов. Если открыть аукционники за эти годы, их там можно найти. Они были реально куплены, но при ввозе – конфискованы.

От того подлинная монета или нет, зависит дальнейшая судьба человека штраф или условный срок.

В нашей стране сертифицированнной экспертизы нет. Причем провести сертификацию за границей юридически невозможно, потому что вывозить такие монеты запрещено. Конечно, можно сделать экспертизу в музее или в частной фирме, которая имеет лицензию. Но экспертиза – это мнение одного эксперта. То есть я сделал экспертизу, и я считаю, что монета подлинная или неподлинная. А человек вывозит ее за границу, у него конфискуют монету, он говорит, что она не подлинная (но снова-таки нужна экспертиза о том, что она не подлинная). От того подлинная она или нет, зависит дальнейшая судьба человека штраф или условный срок.

Специально некорректная экспертиза также незаконна, потому что эксперт за нее отвечает. С одной стороны, никто не застрахован от ошибки, но с другой – человек несёт ответственность вплоть до суда. Важно определить, какую именно ценность несёт предмет – культурную или историческую. За вывоз исторической ценности идёт административное наказание, а за вывоз культурой ценности – уголовное. Задача эксперта установить: перед ним подлинник или копия, какого времени и какую ценность он имеет.

К примеру, как-то передали на экспертизу колодки от награды «Ветераны труда», которая утверждена в 1970-х годах. Она априори не может быть антикварной и не представляет вообще никакой ценности. Ее реальная рыночная цена – 5 гривен. Но она была конфискована по подозрению, что может быть антикварная. Экспертиза показала, что ценности нет, и ее вернули назад.

Ее реальная рыночная цена – 5 гривен. Но она была конфискована по подозрению, что может быть антикварная.

Бывают ещё случаи, когда люди едут за границу и приходят в банк. Там продается металл в виде монет. Например, австралийские монеты, которые массово чеканят, и стоят они не намного дороже самого металла – чисто в инвестиционных целях. И человек приезжает, закупает их килограмм, возвращается, а тут оказывается, что он ввозит драгметалл в количестве, превышающем норму. То есть его нужно декларировать, а если декларировать, то платить пошлину – а это красный коридор. Если человек идёт по зелёному коридору, он подтверждает, что декларировать у него нечего. И если оказывается, что на самом деле это не так – ему грозит административная ответственность.

Именно поэтому многие аукционы, которые продают за границу, пишут, что не высылают раритеты в Украину, Россию и Белоруссию. Потому что потом начинаются таможенные проблемы. Грамотные аукционы могут сразу предупредить, что по определенным законам монету ввести невозможно. Поэтому человек может попросить вложить в конверт декларацию, информацию о монете, чтобы показать, что монета легально приобретена.

Так провозятся на территорию Украины коллекционные образцы ножей. Многие производители коллекционных ножей в упаковку вставляют сертификат, чтобы специалист на таможне смог распознать, что это не холодное оружие и что предмет является коллекционным.