Известный коллекционер открыток Киева Олег Кий делится мыслями о филокартии в авторской Колонке Коллекционера на UNC.UA.
Изначально надо понимать, что есть печатные открытки, которые выпускали сразу тиражом от тысячи до трех-десяти тысяч экземпляров, в зависимости от издательства, серии, вида/переизданий. Это по моим ощущениям, потому что пока мне не удалось увидеть какие-либо документы, подтверждающие или опровергающие мои ощущения, основанные на моей личной статистике. Допустим, в среднем, тиражи на популярные открытки были пять тысяч. Но проблема в другом.
Маркетинг существовал во все времена. Он основывался на интересной методике. Само по себе современное понимание маркетинга сформировалось недавно, может, 50 лет назад, и то не в нашей стране. Но представьте себе: вы владеете небольшим магазинчиком, в котором продаются фотографии, открытки и вот это вот все. Старинная открытка в годы своего рассвета стала чем-то вроде современного интернета. На старинных открытках (открытых письмах) наши пра-пра-прадеды писали послания человеку/людям/семьям, а изображение выполняло функцию или смайла, передающего настроение/восхищение, или иллюстрировало город/поселок/село/деревню/местность из которой оно отправлялось. Открыточный бум пришелся на 1904 год. Все занимались открытками, так как это было очень доходно.
Но вопрос все равно остается: из 1000 или 500 видов Марковских открыток какая является самой популярной? Какую чаще покупают? И тут момент того, что тираж напечатать сложнее. Необходимо иметь оборудование, создавать матрицы черно-белые или цветные и так далее.
Самый простой путь – это фотографическая открытка. Но она дорогая сама по себе. И вот, на мой взгляд, в магазине было так: самые популярные сюжеты вроде Городского театра или Городской Думы, памятников Николаю первому или Владимиру Крестителю, Киевского Университета или Цирка, не говоря о киевских храмах и монастырей паломничества печатали сразу, так как это были места большого посещения и скопления людей. И это были тиражи по три-пять тысяч штук. Но при этом тут же, в магазине, они печатали фотографические открытки, потому что при каждом подобном магазине обязательно был фотосалон как отдельный бизнес, из которого, как правило в последствии, и переориентировались фото бизнесы в печатные (фотографии / литература для паломников / путеводители / фотоальбомы и т.п.) или открыточные бизнесы – прототипы современных сувенирных магазинов.
У собственников этих магазинов была специальная фотобумага, расчерченная с обратной стороны под открытое письмо, поэтому они печатали свои изображения малыми тиражами и продавали. А потом смотрели: если та или иная открытка разметалась сразу, тогда можно это изображение отправлять в полиграфический тираж. Ведь если продаются дорогие фотографические открытки, значит ее дешевые полиграфические прототипы должны продаваться в больших объемах.
Соответственно, сформировалось два вида открыток: печатная/полиграфическая открытка и открытка фотографическая.Фотографических открыток могло быть напечатано, скажем, до ста штук. В то время как печатных со всеми переизданиями могло доходить до 3, 5 или 10 тысяч. Соответственно, фотографические встречаются реже, чем печатные. Правда среди фотографических открыток сформировалась «каста» открыток уникальных/уникумов в единичных экземплярах. Каким образом? Я вспоминал про фотобумагу с расчерченной белой стороной. В связи с тем, что мне встречались открытки приватные, семейные (их невозможно не отличить от серийных фотографических) можно предположить, что в какой-то промежуток времени после начала бума открытых писем в указанных магазинах, возможно, для условно широкого круга пользователей с фототехникой (обеспеченные семьи) также продавалась расчерченная сзади под открытку фотобумага и на ней любители и профессионалы могли печатать свои изображения, клеить марку и отправлять получателям, а это явный знак того, что фотооткрытка могла быть напечатана в единственном экземпляре, и возможно, она дошла до нас в профессиональном или любительском качестве.
Время шло. Постепенно полиграфия развивалась и дешевела, а с падением цены на полиграфию падал спрос на открытые письма (это утверждение касается западного рынка, наши же территории проходили немного не логичный путь, с точки зрения маркетинга, если их рассматривать отдельно, правда если вмешать сюда передовой западный мир и отстающий наш, тогда для маркетолога все становится на свои места) бум на видовые открытые письма постепенно угасал. И собственники магазинов, чтобы продлить спрос на открытки, не зная того, вмешивали современный маркетинг – появлялись более широкие разновидности открытых писем, а с ними появлялся премиум сегмент.
К примеру, говоря о разновидностях открыток, можно упомянуть так называемые открытки «грюссы» (немецкий: Gruss) – приветы! (классическая открытка с надпечатанным приветом с того или иного населенного пункта. Этот вид открыток по сути включает в себя многие из перечисленных разновидностей далее, но имеет свои особенности). Также мы знаем о коллажах (открытки на фоне вида или рисунка с наложенными другими изображениями или комбинациями изображений с подтекстом или без). Определенный сегмент рынка заняли ночные изображения с молодой/старой или полной луной, так называемые Лунники (открытки с изображением ночи в той или иной местности). Также появляются ПАНОРАМНЫЕ открытки, раскладывающиеся открытки на две/три/четыре/пять обычных открыток, составляющих одно панорамное изображение/вид. Появляются книжечки с отрывными открытками и многие другие находки маркетинга.
Но самые интересные для меня и дорогостоящие открытки того времени (из-за ручной работы и дополнительных средств для их производства) это так называемые «сувенирки» (я ориентируюсь на свою собственную классификацию). Эти сувенирки, как правило, печатались на толстом картоне. Это была уже не просто полиграфия, а что-то вроде маленьких тиражных произведений искусства, производимых под заказ упомянутыми магазинами из-за границы. Эти сувенирки обретают разные формы, сложный вид и даже спецэффекты. Они становятся выпуклыми, с двигающими частями, с открывающимися портфелями с выпадающими гармошками изображений, используются яркие цвета, в выпуклые картонные основы вклеиваются мини фотографии с видами, используется золотое/бронзовое/серебряное/цветное тиснение, используется серебряная бумага, ручная роспись и многое другое. Такое разнообразие предложений с интересными идеями создало подгруппы в классификации «сувенирок». К «сувениркам» я с удовольствием отношу серии почтальонов (изображенный почтальон держит открывающийся портфель, а из него при открытии выпадает гармошка с десятком видов города в миниатюре), бабочки (на крыльях цветных и черно-белых бабочек размещаются виды городов). Что удивительно, серии почтальонов и бабочек считаются очень дорогими и редкими, и не из-за уникальности производства или его дороговизны, или ограниченного тиража, а из-за большого собирательского спроса и, соответственно, редкости в связи с этим спросом. Такой себе маркетинговый парадокс! Производством этих серий занималось множество издательств (киевских – три-четыре) по империи. Движение любителей бабочек и/или Почтальонов зацепило множество городов Российской империи, ну и Киев, разумеется, попал в их число. Производство имперских серий несло и имперскую идею.
Производство Грюссов и Сувенирных открыток не спасло этот вид бизнеса, и в итоге, как передовой и очень доходный, он отошел к мелким бизнесам. «Открыточный интернет» постепенно угас, его заменили новые виды коммуникаций телеграф, телефон и т.п. Правда, такой вид коммуникаций сохранился и по сей день, только он утратил свою новизну, фееричность и премиум сегмент. Магазины, которые ориентировались исключительно на открыточный бизнес, постепенно разорились, а другие переориентировались на другие виды полиграфической (и не только) деятельности. Время подмяло всё, а магазины почтовых открыток пережили себя, хотя отголоском таких магазинов оставались, вплоть до конца двадцатого века, фотоателье.