Сейчас есть много историй о том, как на Замковой горе и на Лысой горе в Киеве якобы находят клады. В том, что на поверхности что-то можно найти, я сомневаюсь, так как это места массового отдыха разной молодежи. Конечно, если копнуть на несколько метров вглубь, то будет слой Киевской Руси.
Второй контраргумент: в этих местах регулярно проводят раскопки – гуляя, периодически можно видеть археологические срезы. Но первый метр – это будет слой крышек и других продуктов жизнедеятельности. И в рамках этого метра, но чуть ниже – будет слой Российской империи.
Cмотреть раздел «Археология» на UNC.UA
У нас к Евровидению возле музея Истории Украины ставили мусорные баки нового образца, которые открываются от солнца и так далее. Так вот чтобы их установить, копали яму на два метра вниз, и прямо возле стен нашего музея. Мы решили с ребятами посмотреть, что же высыпается при этом. Я лазил на машину, смотрел: я на самом деле хотел монету найти – любую, даже самую простую, и отдать ее в коллекцию нашего музея. Это была бы такая легенда, что вот прямо под музеем нашли монету. Но, к сожалению, монеты не нашел. Однако мы нашли три бутылочки от парфюмов: две – битые, одна – целая, ее мы и передали в фонды, а также куски тарелок – два донышка немецкого фарфора также передали в фонды. Все остальное – ничего ценного в археологическом смысле. Чтобы докопаться до интересных вещей, нужно снять слой в три и больше метров.
Тот же Подол, например, раскопали, так там глубина около шести метром. Конечно, там есть археологические находки. Идешь – а там прямо остатки деревянных домов, целые улицы…
Это была бы такая легенда, что вот прямо под музеем нашли монету. Но, к сожалению, монеты не нашел. Однако мы нашли три бутылочки от парфюмов...
Однако, я, честно говоря, очень скептически отношусь к новым монетам. Есть несколько очень спорных монет, в том числе и Киевского княжества, а также Киевского княжества под властью Литвы XIV–XV веков. Монеты эти выглядят очень сомнительно. Есть вероятность, что такая монета могла быть, но я из тех людей, которые будут ждать новых находок. При этом важно, при каких обстоятельствах будет сделана находка, кто и где ее найдёт, кто будет показывать, продавать и покупать. На самом деле, по этой информации можно определить вероятность достоверности находки. Потому что есть определенный круг лиц, который занимается подобными «находками» и продвигает подделки. Если видно, что продаёт и покупает один и тот же человек через своих знакомых, то, скорее всего, это подделка.
К таким монетам можно применить рентгенофлуоресцентный анализ сплава – РФА или XRF на английском. Но с ним вот в чем проблема: он покажет структуру металла, и по примесям можно понять старый или современный металл, или это переплавленные советские полтинники. Но можно же взять монеты того времени и переплавить их вновь. И получается, что метод не даёт 100% гарантии. Плюс он имеет погрешность и малую глубину проникновения. Образец необходимо зачищать, а если это сребреник Владимира, то это дорогая древняя монета, которую никто не разрешит зачищать, тем более музей. Состав метала, по моему мнению, – это косвенный и второстепенный показатель.
Есть пару монет Киевского княжества Владимира Ольгердовича – он правил в конце XIV века. На монете написана легенда «Пособите». Я держал эту монету в руках, и однозначно сложно сказать что-то о ней. Особенно, учитывая тот момент, что она среди крупнейших кладов этого правителя, не попадается. Самое главное в этой монете, что будоражит всех, это слово «Пособите», которое не употреблялось в лексике XIV - XV столетия. Оно появилось лет на 200 позже.
Самое главное в этой монете, что будоражит всех, это слово «Пособите», которое не употреблялось в лексике XIV - XV столетия. Оно появилось лет на 200 позже.
Поэтому существует много нестыковок. Плюс клады, которые содержат эти монеты, – они все странные. Объясню: если мы откладываем какие-то деньги, то мы откладываем те монеты и банкноты, которые есть в ходу. То есть, например, 100-гривневая купюра 90-х годов у нас в заначке не может встретиться, потому что ее нет в обороте. Обычно монет в кладе много одинаковых и только те, которые есть в обороте. А в тех кладах все монеты разные, и присутствует непропорциональное соотношение монет. Если сравнить с другими, заведомо подлинными, кладами, то процентные соотношения резко отличаются. С одной стороны, такое могло быть, ведь клад собирал живой человек и не по методичке. А с другой стороны, на то время люди откладывали четкую сумму. Как правило, лежит сумма, делящаяся на равное число дукатов, плюс сумма примерно сопоставляется с фиксированной суммой, которая что-то значит по тем деньгам. Как сегодня, например, 1000$. Тогда такой суммой являлась стоимость минимального пая земли. И клады находят приближенные к этой сумме.
Почему так сложно верится? Да потому, что потом всплывает информация, что эти старые клады были сфальсифицированы: подобраны монеты и сложены в старый горшок. Об этом писали ещё в советское время: если будет спрос на клады, то появятся и их фальсификации.
Опытный человек, который видел клады, по ряду признаков сразу определит, подлинный это клад или фальшивка. Первое, что кидается в глаза – все монеты разного цвета. Это говорит о том, что они лежали в разном грунте, а значит в разных условиях, и, конечно не могут одни монеты быть чёрными, как в болотистой местности, а другие – светлые золотые, как в песчаном грунте. Монеты должны быть одинаковыми с приблизительно одинаковым уровнем коррозии.
Плюс важно также то, какие именно монеты там будут. Для каждого времени и региона есть стандартный срез монет, которые и находятся в кладе.
Опытный человек, который видел клады, по ряду признаков сразу определит, подлинный это клад или фальшивка.
Значение имеет и сам горшок – тара, как правило, соответствует своему времени: в горшке ХІХ века средневековые монеты быть не могут, равно как и в бутылке (советские, конечно, могут быть). Важно чтобы была состыковка тары: бутылка не может быть выпущена позже, чем наличие денег в обиходе, просто потому, что к тому времени они уже обесценятся и смысла их откладывать не будет.
Существует наука – кладоведенье, в которой есть своя классификация кладов: есть клады длительного и короткого накопления, есть смешанные клады и чистые, есть монетные, а есть монетно-вещевые.
В кладах длительного накопления человек долгое время копил деньги, тогда монеты, как правило, будут чётко структурированы.
Клады экстренного накопления, или короткого, возникают, если, например, нападают татары палить село, человек быстро схватил все, что у него было, и закопал – не только монеты. И там монет будет не очень много, но может быть все ценное, вплоть до зерна.
Смешанные клады появляются по историческим причинам. Например, до XVII века была польская монета, а после Переяславской Рады, началось сильное давление со стороны России – и стала проникать российская монета. На территории соприкосновения частей Украины, а именно – по Днепру, встречаются как клады смешанные (польских и российских монет), так и чистые.
Ещё один из видов кладов – это такое выпадение монет в слой, когда они либо случайно были потеряны, либо найдены непосредственно в захоронениях. Если аккуратно раскапывать захоронение, то можно узнать, где именно в могиле должна была лежать монета: на лбу, рядом, во рту, в руке и так далее. В археологии эти вещи имеют огромное значение. В захоронения обычно клали обиходные монеты. Но есть случаи, когда клали более старые монеты – обесцененные.