Каждый коллекционер, который собирает открытки, делает свои определенные акценты.
Есть люди, которые собирают именно киевские открытки, именно как архитектурные изображения. Другой родился на улице такой-то и собирает изображения только этой улицы. Может быть, этих открыток всего 20 штук вообще существует в мире, но человек пытается эту коллекцию собрать и будет очень ею доволен. Третий собирает штампы. Есть очень редкие экземпляры, к примеру, воздухоплаватели когда появились, специально делали штамп, и это было фурором. Также делали штампы либо из самолета, либо с воздушного шара. Это уникальные вещи! И если человека интересует штамп с самолетом, то его не интересует штамп с «Титаником», и не интересует, на чем это напечатано.
Смотреть раздел «Филокартия» на UNC.UA
Если мы говорим о текстовых вещах, то есть люди, которым это важно, которым интересны сами письма, и открытки попадают в такие коллекции как средство передачи какого-то важного сообщения от важного человека (кому-то – Чехов, кому-то – Тарас Шевченко). И вот они ищут именно эти документы и им все равно: в каком виде они попадают – то ли записка на манжете, то ли красивая открытка.
Думаю, в моей колекции наверняка есть письмо Булгакова или еще кого-то известного, но меня это не интересует.
Меня часто спрашивают: вот вы собираете открытки, а вам интересно, кому они принадлежали? Мой ответ – нет. Думаю, в моей колекции наверняка есть письмо Булгакова или еще кого-то известного, но меня это не интересует. Меня больше интересует привязка текста к изображению. Допустим, попадается открытка с одним видом и точно такая же повторная, но с другим текстом на картинке, или с подписью другого цвета. Поэтому вторая открытка у меня в каталоге фиксируется отдельно, я иногда так и пишу: «инт.Т» – интересный текст. В этом тексте может быть описание изображения: «Я тебе посылаю открытку с изображением Крещатика, мы так прекрасно прогулялись, вот только навоз от лошадей мешает ...» Или кто-то пишет: «Сижу у себя в гостиннице, смотрю на Крещатик, унылая погода, идет дождь. И вот вуйко едет на волах, везет куда-то сено, а оно мокнет». Это привязано конкретно к городу, улице, или еще к чему-то. Или события какие то – описание революции или войны в городе. Эти сведения могут быть не менее интересные, чем описания Булгакова в «Белой гвардии».
Привязка к личностям меня не интересует, ведь это усложнило бы процесс коллекционирования или бы расширило мои желания настолько, что я начал бы собирать все подряд, а это несерьезно. Мое желание относительно открыток – это полная каталогизация всех открыток, которые связаны с городом Киевом до военных времен (то есть, до Второй мировой войны). По моим расчетам, их должно быть около 15 тысяч. У меня есть около 10 с копейками тысяч. И я восстанавливаю эти белые пятна, которые есть в моей коллекции. Но также есть вопрос: стоит ли считать издания и переиздания, а я собираю именно так.
А есть надписи українською мовою «Здоровенькі були!» или «Вітання з Києва». Понятно, что, так как была империя, то русского текста было больше, но и украинского было достаточно.
То, что меня интересует, как коллекционера – это разные надпечатки, вот например, у грюсах, это «Привет из Киева!». А есть надписи українською мовою «Здоровенькі були!» или «Вітання з Києва». Понятно, что, так как была империя, то русского текста было больше, но и украинского было достаточно. Если одна и та же надпечатка разного цвета – это уже разные виды открыток, и это тоже предмет коллекционирования. Есть надпечатки на киевских открытках с привязкой к религиозным праздникам и это отдельный предмет интереса.
А есть еще полиграфические нюансы – например, открытки, в которых у одной небо зеленоватое, а у другой – голубое, но в целом они совершенно одинаковые. И вот вопрос: их надо разделять как отдельные или нет? Кто-то скажет, это время повлияло, или же одна открытка прошла почту, а другая была нетронутой, с коллекции, и потому такая разница, или же это переиздание.
Критериев для оценки открытки – много. Именно выработка собственных ориентиров в коллекционировании делает это занятие таким увлекательным. Но чем ближе ты к ответу на вопрос, тем больше тебе попадается материала, – тем сложнее ответить. Поэтому я очень концентрируюсь на специфике сбора коллекции и соответственного каталога.