Колонки

Уникальность киевских открыток

630
08 лютого 2019

Часто спрашивают – а собираете ли вы современные открытки про Киев? Мой ответ – нет.

Для меня нет ценности в киевских открытках нулевых или даже 60-х годов, ведь тогда Киев очень напоминал современный город. После того, как отстроили Крещатик, по каждому фото можно искать схожесть. Мне интересна архитектура Киева до глобальных изменений и после. То, что после, мы можем сейчас видеть, а виды Киева до – подсказывают открытки. Любая коллекция киевских открыток до Второй мировой войны есть историческим документом, ведь она фиксирует прежнюю архитектуру.

Я коллекционирую киевские открытки довоенного периода, до разрушения Киева. Ведь после войны Киев обрел совсем другой вид. А до этого 20-ые и 30-ые годы – это был старый Киев, тот самый, который активно и интересно изменяли в конце XIX-го и начале XX-го века, ведь тогда был строительный бум. А до конца XIX-го века Киев был большущей деревней, с частным сектором на Крещатике, по центральным улицам коровы ходили по хатам, а в закоулках центральных улиц паслись. У меня есть открытка издателя Маркова, которая даже в начале XX-го века подтверждает этот факт, на ней коровы прогуливаются по центру Большой Житомирской улице.

Смотреть раздел «Филокартия» на UNC.UA

Без фото или открытки, как документа сложно даже представить, каким был Киев сто, сто двадцать лет назад. Ведь начались разрушения в «Булгаковский» период безвластия, вернее смены властителей как перчаток, потом победители Октябрьской революции стали представлять себе Киев по-другому: с гигантскими проспектами и монументальными памятниками вождям, а тут и советская борьба с «опиумом для народа» – с религией, и массовое разрушение храмов, дальше Вторая мировая война… Все, что было после этого – не настолько интересно в плане изучения истории архитектуры Киева, ведь можно и сейчас пойти и «пощупать» эту архитектуру своими глазами. А вот первые десятилетия XX века – изумительные. Именно такие открытки – это утраченная история, лицо аристократического города.

Кто помнит и кто знает, что 120 лет назад на этом доме находились два красивейших купола? И только благодаря наличию у меня фото открытки, где это четко изображено, обычный обыватель может прикоснуться к другому, сказочному Киеву.

Были моменты, когда ко мне обращались архитекторы, которые хотели какую-то мансарду построить по моде начала XX века. Вот они искали открытки с изображениями тех аутентичных мансард, ведь им важно придать дому исторический вид и выполнить пожелания заказчика, желающего расширить свои владения за счет, чердака, который над его квартирой.

К примеру, на Андреевском спуске есть такой «пряничный домик», с левой стороны возле Андреевской церкви, если смотреть сверху. Кто помнит и кто знает, что 120 лет назад на этом доме находились два красивейших купола? И только благодаря наличию у меня фото открытки, где это четко изображено, обычный обыватель может прикоснуться к другому, сказочному Киеву. Уверен, что жильцы этого дома даже не знают о куполах их дома. Там сейчас обычная покатая крыша. А было бы красиво, если бы удалось придать дому прежний вид. Точно такая же история с восхитительным куполом над Караимской кенасой на улице Ярославов Вал, дом 7.

Но все же, Киев в начале ХХ века был городом старинных храмов. И именно их уничтожили больше всего. Основные разрушения в городе за весь ХХ век – это были культовые, религиозные сооружения: церкви, мечети, синагоги, кенасы, которые снесли после прихода и закрепления советской власти. Что-то осталось для складов, а что-то было разрушено полностью за ненадобностью.

...а со стороны Михайловского собора должно было стоять еще одно такое же здание, межу этими зданиями, где ныне киевский фуникулер, должен был стоять монумент Ильичу.

Очень интересная история связана с Михайловским собором, вернее даже не история, а проект, который хотели реализовать советские чиновники высокого ранга. Сейчас возле собора, левее современной постройки Михайловского собора, стоит грандиозной дугой четвертью круга Министерство иностранных дел, а со стороны Михайловского собора должно было стоять еще одно такое же здание, межу этими зданиями, где ныне киевский фуникулер, должен был стоять монумент Ильичу. И от него должен был начинаться гигантский проспект, покрывая собой самую большую улицу Киева – Владимирскую. Проект предполагал, что проспект покроет собой даже Софийский собор и соответственно его тоже планировалось снести. По этому поводу был огромный скандал, что и предотвратило строительство гигантский проект, правда Михайловский собор спасти не удалось, долгие советские годы оставалась памятью старинная трапезная церквушка с крышей в виде деревянной черепицы, правда, недавно Михайловский собор возвели заново без фресок, оставшихся до сих пор в российском Эрмитаже (Ленинград/Петербург). Гигантский памятник Владимиру Ильичу (Ульянову) Ленину, который я упоминал выше, должен был стоять на краю Владимирской горки, да так, чтобы его можно было видеть с Днепра, словно второго «Князя Владимира». Но комичность ситуации была в том, что не знали, как его ставить: спиной к Днепру и лицом к проспекту, или же наоборот. Но как не крути Ильича, получалось странно, либо грандиозный проспект должен был заканчиваться точно в спину Ильичу, либо эту «прекрасную спину должны были созерцать киевляне и гости украинской столицы с Днепра. В этом случае «Князь Владимир №2» не получался. В общем, проект этот не реализовали, и слава Богу, но безвозвратно был утерян аутентичный храм Михайловского собора с его многовековой душой. Благо, что сейчас его возобновили почти в таком же виде, как он был раньше, правда, новую душу он будет накапливать следующие столетия. В те времена также снесли Десятинную церковь и многие другие храмы.

Но как не крути Ильича, получалось странно, либо грандиозный проспект должен был заканчиваться точно в спину Ильичу, либо эту «прекрасную спину должны были созерцать киевляне и гости украинской столицы с Днепра.

Но вот есть такие примеры, как Церковь Успения Богородицы Пирогощи. В период, когда господствовали открытки, ее на открытках в теперешнем аутентичном виде не встретишь. Она существовала не в византийском стиле, как строили ее во времена Киевской Руси, а в традиционном виде. После разрушения ее большевиками в 1935 году, через 63 года ее воссоздали в византийском стиле, как одну из первых каменных церквей города Киева. Таким образом, разрушение церкви в 1935 году дало возможность воссоздать ее пусть фантазийный, но в какой-то степени первичный вид в 1998 году.

В целом, коллекция киевских открыток помогает что-угодно иллюстрировать – любую улицу или здание, любое описание судеб, биографий или общественных событий.

Правда, в плане изображения, открытка не имеет такой ценности, как фотография, в том случае, если имеется в наличии изображение не только в открыточном виде, но и фото. Фотографии, особенно большого размера, отображает детали, тонкости, они позволяют увеличивать детали в достаточном качестве. А открытка – это печатная вещь, фотографическое качество которого утрачивается в момент печати и ограничивается напечатанным изображением, а раскрашенные открытки или цветные открытки слоями цвета уничтожают еще существовавшие на черно-белых открытках детали. Вот поэтому некоторые коллекционеры любят только фото-открытки и черно-белые открытки, ведь на них меньше дополнений.

Также многие коллекционеры любят собирать стереопары – они лучше передают изображения города в 3D-виде. Можно было бы собирать стереопары, фото и черно-белых открыток, но они возможны только как дополнение к коллекциям, расширение коллекции изображений на фотографиях, фото и печатных открытках, ведь они очень ограничены количеством своих видов/сюжетов. Хотя стереопары — это совсем другой предмет коллекционирования, который подтягивает к коллекционированию и обязывает коллекционера собирать кроме стереопар также и средства просмотра и воспроизведения стереоскопических видов Киева.