Колонки

Систематизация «киевских» открыток: миссия невыполнима?

437
02 серпня 2018

Известный коллекционер открыток Киева Олег Кий делится мыслями о филокартии в авторской Колонке Коллекционера на UNC.UA.

Я видел разные каталоги – у меня их целая коллекция. Сейчас современные технологии позволяют не сильно заморачиваться. Фотографируешь, описываешь, и за тебя все делает компьютер. Но я, не из-за того, что я старый коллекционер, а, наверное, по убеждению, решил писать код. Я как бы создал свой язык расшифровки коллекционных открыток, и мне даже удобнее пользоваться этим языком, нежели изображением, и все потому, что он более точный и быстрый в сравнении.

Объясняю почему: когда ты даже в руки берешь две открытки, ты не сразу найдешь различие. Тебе надо присматриваться, ведь есть ряд маркеров, на которые ты должен обращать внимание для того, чтобы их различить, а представьте это изображение у вас в компьютере, которое вы сравниваете с реальной открыткой...

Например, текст может быть “Издательство Маркова…”, или “Издано Марковым…”, или “Собственность Маркова…” с указанным адресом “Крещатик, дом №3”, “Крещатик, д. №3”, или те же изображения с тем же номером открытки только после переезда магазина все то же, но с “дом №6”. И все это в одной строчке. А теперь перейдем к месту наклейки марки. Здесь текст "место для марки”, "место марки" или очерченное место без текста. А теперь само место может быть очерчено точками или линией, или пунктиром. Ко всему перечисленному, оборотная сторона по отношению к изображению может в одном случае быть перевернутой, в другом нет. Далее, к примеру, у того же издателя Маркова до 1904 года на одних и тех же видах/изображениях оборотная сторона для текста расчерчена через всю открытку горизонтально или начиная с 1904 года (когда по империи были введены новые правила) открытка разделялась на две половины – для текста и для адресатов. А разделительная линия может быть одна, две, три, пунктиром, с точками и т.д.

И что я сделал? Я создал код, в котором все особенности и отличия – маркеры, характерные для того или иного издательства я пишу как бы одним длинным словом – кодом. Этот код создается в продолжительной рутинной работе в комфортных домашних условиях в сопоставлениях открыток в каждом издательстве и для каждого переиздания одних и тех же изображений для того, чтобы в «бою» в момент пересмотра предлагаемых материалов быстро и точно, поглядывая на открытку и прочитывая код, пробежаться по предлагаемой открытке, сверяя все маркеры. А ведь в разных издательствах малозаметные маркеры разные. Я их отработал ранее и теперь по ним быстро пробегаюсь/прочитываю. Это самое сложное, что изначально сформировало код.

Кроме кодов сам каталог я специально разделил на цветные и черно-белые открытки, чтобы не путаться в подобных маркерах для цветных и черно-белых открыток. Почему так?

Вернемся к издателю Маркову (хотя можно также рассматривать издательства Рихтера, Гранеберга, Суворина и другие), ты понимаешь, что в черно-белом номере, если взять всю тысячу триста пятьдесят номеров открыток, и предположить, что все эти номера одинаковые, то есть серия может проходить сквозная, то у тебя только в черно-белом первом номере заложено возможных 60 с лишним отличий, поэтому в матрице ты закладываешь предполагаемое отличие в каждом из 1350 черно-белых номеров. А в цветном Маркове, в каждом из 1350 предполагаемом номере, закладывается по 40 с лишним отличий. Если брать Маркова, то в нем также немало безномерных и фотографических открыток, которые требуют другого набора маркеров.

Разумеется, мы должны понимать, что общее количество далеко не то же, что количество предполагаемых ячеек для возможных открыток, но на определенном этапе коллекционирования мы этого не знаем и заполняем ячейки постепенно. Ведь в одном случае серия начинается позже, в другом случае с первого номера. Например, серия начинается с 275-го номера, а в ней 15 открыток. Но мы предполагаем, что она могла быть и в первом номере, особенно, когда вы на начальном этапе коллекционирования. Вы же не знаете, где конкретно такая открытка может встретиться в первом или в тысячном номере. Поэтому-то и создается матрица со всеми возможными вариантами.

И когда я прихожу куда-то на антикварный рынок, я понимаю, что человеку нужно открыть изображение, а потом сопоставить одно изображение с другим, и начать искать отличия.

Ему надо ее повернуть в горизонтальном положении, не переворачивая, иначе вы не заметите перевернутую оборотку/адресную. По статистике почти все, даже бывалые коллекционеры/филокартисты, этого ранее не замечали. Когда я беру открытку в руки, я автоматически держу ее горизонтально, потом в горизонтальном положении поворачиваю ее, чтобы понять: перевернута ли адресная по отношению к изображению/виду или неперевернута.

Бывает, старый издатель переворачивает адресную осознанно, ведь ранее не было известно, как удобно человеку смотреть открытку с двух сторон, поворачивая ее горизонтально или вертикально на обратную сторону. А в других случаях очевидно, что это условный брак, ведь вся серия у этого издателя с неперевернутой адресной по отношению к изображению, и только единицы перевернуты. В этом случае даже бывает так, что одна и та же открытка, в одном и том же издании с адресной обычной и перевернутой.

Теперь вы понимаете, что, когда приходите куда-либо для сверки предлагаемого материала со своим, который взять с собой не можете, использовать свой код удобней и быстрее, если умеете? Вы, просматривая открытку и свой код, проходитесь по основным моментам, на которые нужно обратить внимание, чтобы найти именно ту открытку, которой у вас нет и не упустить открытку с тем же изображением, но с другой адресной, ведь это явный признак уникального брака или переизданной во второй или третий, а может и десятый раз открытки. С изображением на компьютере это не всегда возможно сделать или это очень неудобно, чем прочитывая в уме код, пробегаться по маркерам. Сегодня, сопоставляя изображения, я на это трачу больше времени, при этом допустить ошибку легче.

Ведь как мы уже упоминали, у издателя Маркова переизданий было множество. Отсюда и сформировалась невероятная матрица с более 100 возможными отличительными открытками в одном номере (в черно-белом Маркове около 64 вариантов, а в цветном – 40 с лишним). И в этом издатель Марков для полного коллекционирования очень сложен.

Такой сложный подход с созданием сложных или простых матриц с кодами для каждой предполагаемой открытки можно с комфортом применять для всех крупных издательств. Но если мы говорим о мелких издательствах, где всего одна-две открытки или ясная простая для осознания серия интересующей нас тематики, то достаточно указать номер или основные отличия, к примеру название или, если такового нет, описание изображения/вида открытки.