Альбом Звериный стиль. История. Мифология.
Книга Бориса Эренбурга «Звериный стиль» —самое большое по количеству иллюстраций собрание изделий сибирской и пермской металлопластики. Альбом, сопровождающий основной текст, включает изображения 339 артефактов пермского и западносибирского звериного стиля. Все эти предметы из частных коллекций опубликованы впервые. До выхода этого издания наибольшим собранием иллюстраций пермского звериного стиля был альбом В.Оборина, Г.Чагина «Чудские древности Рифея» (1988 г.), в котором было представлено около 170 предметов. В новом альбоме отличные фотографии вещей и достойное качество печати. Однако «Звериный стиль» — не просто альбом, текст в нём не менее значим, чем иллюстрации, к тому же очень увлекателен.
«Звериный стиль: история, мифология, альбом» представляет переложение многочисленных научных источников от специальных работ археологов до культурологических работ В.Проппа, М.Элиаде и других ученых. Звериный стиль рассматривается популярно и доступно на фоне движения народов в эпоху Великого переселения, на фоне торговых и культурных взаимоотношений уральской цивилизации с древними империями мира: Ираном, Византией, Боспорским царством.
Эренбург сопровождает источники авторскими литературными реконструкциями, широко используя сборники мифов уральских народов. Книга относится к жанру научно-популярной литературы, поэтому текст читается легко, доступен для всех, не только для специалистов.
Из иранской традиции и греческой мифологии появился и продолжил жанровое развитие звериный стиль Урала и Сибири. В альбоме демонстрируется жанровое единство стиля Прикамья и Приобья. У народов звериного стиля не было письменности, все представления об уральской мифологии базируются на археологических находках и этнографических материалах хантов, манси и коми-пермяков, а также сохранившихся фольклорных источниках.
Не только мифология, но и обычаи, политическая система, быт, устройство городищ — все это воссоздано в книге. Перед читателем «Звериного стиля» предстала картина жизни Биармии-Вису (страны на Вишере), иногда поданная буквально в лицах — в ней действуют князья, шаманы и, разумеется, различные божества и духи, покровители уральских племен.
Борис Эренбург заканчивает свой текст признанием: «Наша реконструкция — не истина в последней инстанции, а, скорее, художественный образ уральской цивилизации пермского звериного стиля».
Опубликованные в книге фотографии являют миру множество предметов бронзового литья, каких посетители музеев и специалисты еще не видели. В альбоме представлены редкие, «импортные» для Прикамья вещи— византийская (или согдианская) пряжка с изображением слона, рамка с изображением иранских «Адама и Евы», объемные фигурки сарматских всадников с длинными деформированными в соответствии с древним обычаем черепами. Немалый интерес представляют опубликованные в альбоме серебряные посмертные маски создателей звериного стиля.
Необычны впервые показанные изображения лодок с головами драконов, которые были найдены несколько лет назад на Каме в Чердынском районе. Как считает автор, эти культовые бронзовые вещи V века могли быть прототипами скандинавских драккаров и шнеккаров (лодок-драконов и лодок-змей).
Существует подлинный и очень эмоциональный интерес к пермскому звериному стилю, гораздо более активный, чем простое любопытство. Люди жаждут разгадать эту символическую систему и через неё — тайны прошлого, секреты происхождения современных народов и их ментальности. Как написано у Бориса Эренбурга, «в Пермском крае под ногами находится огромный евразийский архив». И нужно согласиться с автором: урало-сибирский звериный стиль и впрямь «крупнейшее художественное явление на территории современной России в эпоху до образования древнерусского государства».
Запрещено